6:52
22 июня
Защита Пулатова выдвигает версию «гражданского щита»
В своем выступлении адвокат ван Эйк периодически возвращается к мысли: украинская сторона могла быть заранее предрасположена к версии о том, что МН17 сбила ракета БУК, поставленная из России и не была заинтересована в расследовании других причин катастрофы.
Он еще раз обращает внимание на данные о полетах украинской военной авиации над Донбассом 17 июля 2014 горда: журналы регистрации, показывающие, что таких полетов не было, украинская сторона предоставила JIT только 15 января 2016 года. В отчете не сказано, почему эта информация была предоставлена так поздно.
«Неужели было так сложно сразу предоставить эти журналы?» — удивляется ван Эйк, — Есть подозрение, что украинский военно-воздушные силы использовали гражданский самолет как человеческий щит, когда бомбили военные цели на восточной Украине».
Адвокат показывает суду видео, на котором 19 июня 2014 года Елена Коленкина, будущая жена полевого командира ДНР Арсена «Мотороллы» Павлова рассказывает, как ушла в ряды ополчения, из-за того, что в городе нет света, воды, а украинская армия «с боевых самолетов, скидывает бомбы на жилые кварталы».
Помимо прочего Коленкина рассказывает о недавнем прошествии в Славянске, свидетельницей которого она якобы была: над городом пролетал пассажирский самолет, а боевой самолет украинской армии попытался за ним скрыться, после чего скинул бомбу на жилой район Семеновку. Таким образом, делает выводы девушка, пилот военного самолета хотел спровоцировать ополченцев выстрелить в гражданский борт, чтобы «произошла глобальная катастрофа».
Информация об авиационных бомбардировках Славянска неоднократно опровергалась штабом АТО и независимыми наблюдателями.
Адвокат ван Эйк также зачитывает показания некоего украинского военного по фамилии Будник, якобы арестованного в Горловке 17 июля 2014 года. «Ґратам» не удалось найти информацию о военнопленном с такой фамилией.
Будник рассказывает, что 17 июля время от времени слышал выстрелы и сирену воздушной тревоги — по его словам это были «наши воздушные силы, которые бомбили сепаратистов» в тот день. Ван Эйк включает видео на котором слышно звук самолета. «Я не думаю, что украинский солдат бы ошибся по поводу того, что он слышит, когда речь идет о таких звуках, как на этом видео», — говорит он.
Защитник предполагает: если подозрение о том, что украинский военный самолет использовал гражданский борт в качестве «человеческого щита», то прокуратура могла бы обвинить армию в в военных преступлениях.
«Абсолютно ясно, что выбор, который сделала следственная группа, сходится с позицией правительства Нидерландов, что очень понятно из документов парламента — то есть мягкое отношение к Украине, но жесткая позиция по отношению к России», — утверждает он.
Адвокат ван Эйк принимается рассуждать о конфликте на востоке Украины. В презентации прокуратуры, напоминает он, сказано, что конфликт начался в феврале 2014, когда в Донецкой и Луганской областях начали захватывать админздания.
«Основываясь на этом описании мы ничего не узнаем о факте, что в Украине произошел переворот — украинская революция — во время которой правительство и президента Януковича свергли прозападные националисты», — пытается отмотать исторический контекст адвокат.
Он кратко пересказывает историю протестов зимы 2013-2014 года: отказ Виктора Януковича подписывать соглашение об ассоциации, захват правительственных зданий в Киеве и на западе страны, эскалацию и расстрелы на Майдане. Участников протестов адвокат упорно называет «прозападными националистами».
«Как мы должны смотреть на Украину?, — задается философским вопросом ван Эйк, — Украина занимает 126 место по индексу коррупции из 180 стран. У РФ похожий уровень. Недавно большое число прокуроров было уволено по подозрению в коррупции, среди них шестеро были вовлечены в расследование МН17, включая прокурора Пересаду, который в соглашении JIT указан как лидер группы».
Адвокат отмечает, что после увольнения один из украинских прокуроров в интервью говорил: что доказать вину России в катастрофе MH17 было делом его жизни. «Думаю, этот комментарий вносит ясность, какая позиция была у Украины — указывать на вину России. И это вовсе не желание и намерение раскрыть правду. Это одна из причин, почему необходимо смотреть на расследование критически, что касается позиции Украины», — заканчивает свое выступление ван Эйк.
Председатель объявляет перерыв